- Главная
- Информация госорганов
- 1. Изменения в законодательстве, касающиеся освобождения от уголовной ответственности и наказания для участников СВО
Информация госорганов
17.12.2024 09:37 1. Изменения в законодательстве, касающиеся освобождения от уголовной ответственности и наказания для участников СВО
- Изменения в законодательстве, касающиеся освобождения от уголовной ответственности и наказания для участников СВО
Федеральным законом от 23.03.2024 № 64-ФЗ Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ дополнены нормами об освобождении от уголовной ответственности и наказания для участников СВО.
Так, согласно ст. 78.1 УК РФ от уголовной ответственности освобождается лицо, совершившее преступление, за исключением ряда преступлений, указанных в статье, призванное на военную службу в период мобилизации или в военное время либо заключившее в указанный период контракт о прохождении военной службы (далее - мобилизованное лицо), в отношении которых предварительное расследование приостановлено в связи с призывом на военную службу или заключением контракта о прохождении военной службы при условии награждения государственной наградой или увольнения с военной службы по возрасту, по состоянию здоровья или в связи с окончанием периода мобилизации.
К ним также относятся и лица, совершившее преступление в период прохождения военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации в период мобилизации, в период военного положения или в военное время.
В силу ст. 80.2 УК РФ мобилизованное лицо, отбывающее наказание за совершение преступления, освобождается от наказания условно.
В случае, если такое условно освобожденный будет награжден государственной наградой в период прохождения военной службы или уволен с военной службы по возрасту, по состоянию здоровья или в связи с окончанием периода мобилизации, он освобождается от наказания.
В случае совершения условно освобожденным нового преступления, он подлежит уголовной ответственности за совершенное преступление с присоединением неотбытой части наказания, от которого ранее он был условно освобожден.
Контроль за поведением такого лица осуществляется командованием воинской части (учреждения).
В соответствии с ч. 3.1 статьи 86 УК РФ судимость мобилизованного лица погашается, если он будет награжден государственной наградой в период прохождения военной службы или уволен с военной службы по возрасту, по состоянию здоровья или в связи с окончанием периода мобилизации.
Согласно статье 28.2 УПК РФ при получении информации от уполномоченных органов о наличии оснований для освобождения от уголовной ответственности мобилизованного лица, совершившего преступление, предусмотренных ч. 1 ст. 78.1 УК РФ, следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора прекращает уголовное преследование такого лица, в отношении которого предварительное расследование было приостановлено по ходатайству командования воинской части (учреждения).
Данное основание является нереабилитирующим, такое решение может быть принято лишь при согласии мобилизованного лица на это, в противном случае производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке.
Статья 208 УПК РФ дополнена новым пунктом, предусматривающим возможность приостановления производства по уголовному делу в связи с призывом подозреваемого или обвиняемого на военную службу в период мобилизации или в военное время, заключением ими контракта о прохождении военной службы, а равно прохождением ими военной службы.
Правом заявить ходатайство о приостановлении предварительного расследования по названному основанию обладает командование воинской части (учреждения).- Ужесточается наказания за нарушение правил обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования
С 17.04.2024 ужесточается наказание за нарушение правил обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
За уклонение от заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового (внутриквартирного) газового оборудования (далее-газовое оборудование) в доме;
За отказ в допуске представителя специализированной организации для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту газового оборудования;
За уклонение от замены оборудования, входящего в состав газового оборудования, в случаях если такая замена является обязательной, а также самовольная замена указанного оборудования без привлечения специализированной организации -
Предусмотрена административная ответственность по ст. 9.23 КоАП РФ
С 17 апреля 2024 года размер штрафа по названной статье составит:
для граждан - от 5 до 10 тыс. рублей (ранее штраф составлял от 1 до 2 тыс. рублей),
для юрид. лиц – 200 до 500 тыс. рублей (ранее от 40 до 100 тыс. рублей).- За нарушение обращений с побочными продуктами животноводства грозит ответственность по КоАП РФ
Федеральным законом от 22.04.2024 86 в КоАП РФ внесены изменения, согласно которым с 3 мая 2024 вводится административная ответственность за несоблюдение требований к обращению с побочными продуктами животноводства. Это вещества, которые образуются при содержании сельскохозяйственных животных и применяются в сельхозпроизводстве. Предусмотрена ответственность как за неправильное хранение, обработку и перерабатывание, транспортировку, реализацию, так и за неправильное использование побочных продуктов животноводства которое приведет к порче земель или уничтожению плодородного слоя.
- Пенсионерам должен быть сохранен прожиточный минимум при обращении взыскания на доходы
В связи со вступлением в силу Федерального закона от 29.05.2023 № 190-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федеральный закон «О страховых пенсиях» с 01.01.2024 выплата страховой пенсии пенсионерам-должникам производится органами СФР с учетом необходимости сохранения доходов пенсионера не ниже уровня прожиточного минимума.
Так, до вступления в силу упомянутого Закона пенсионерам-должникам сохранялся прожиточный минимум на основании их письменного заявления в случае, если взыскание задолженности производится через службу судебных приставов или банк.
Внесенные законом поправки устанавливают, что требования исполнительных документов должны осуществляться органами Социального фонда России с учетом требований пункта 8 части 1 статьи 446 ГПК РФ, то есть с сохранением должнику ежемесячного дохода на уровне федерального прожиточного минимума для трудоспособного населения или регионального минимума, если он больше.
Таким образом, с начала текущего года СФР ограничен в удержании долгов из пенсий прямым указанием закона на сохранение должнику минимального дохода.
Важно, что для сохранения прожиточного минимума пенсионерам не нужно будет обращаться в органы социального фонда с отдельным заявлением, сохранение прожиточного минимума будет осуществляться в беззаявительном порядке.- Особенности обеспечения трудовых прав работников, призванных на военную службу по мобилизации, поступивших на военную службу по контракту либо заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации
Особенности обеспечения трудовых прав работников, призванных на военную службу по мобилизации, поступивших на военную службу по контракту либо заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации
В соответствии со ст. 351.7 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор с работником, призванным на военную службу по мобилизации, поступившим на военную службу по контракту либо заключившим контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации, приостанавливается на весь период прохождения работником военной службы.
Приостановление трудового договора осуществляется на основании приказа работодателя по заявлению работника, к которому прилагается копия повестки о призыве на военную службу по мобилизации или уведомление федерального органа исполнительной власти о заключении с работником контракта о прохождении военной службы либо контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации. Указанное уведомление предоставляется федеральным органом исполнительной власти, с которым работник заключил соответствующий контракт.
Работодатель не позднее дня приостановления действия трудового договора обязан выплатить работнику заработную плату и причитающиеся ему выплаты в полном объеме за период работы, предшествующий приостановлению действия трудового договора.
В период приостановления действия трудового договора за работником сохраняется место работы (должность), а также социально-трудовые гарантии, право на предоставление которых он получил до начала указанного периода (в том числе дополнительное страхование работника, негосударственное пенсионное обеспечение работника, улучшение социально-бытовых условий работника и членов его семьи).
Период приостановления действия трудового договора засчитывается в трудовой стаж работника, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения страховой пенсии по старости).
Действие трудового договора возобновляется в день выхода работника на работу. При этом о намерении выйти на работу работник должен предупредить работодателя не позднее чем за 3 рабочих дня.
В случае, если работник не вышел на работу по истечении трех месяцев после окончания прохождения им военной службы, расторжение трудового договора с работником осуществляется по инициативе работодателя в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации.- Рассмотрение дел с участием присяжных заседателей: реализация гражданами прав и обязанностей при участии в уголовном судопроизводстве в качестве присяжного заседателя
Рассмотрение дел с участием присяжных заседателей: реализация гражданами прав и обязанностей при участии в уголовном судопроизводстве в качестве присяжного заседателя
Особой формой отправления правосудия, привлекающей к себе существенный интерес, является рассмотрение уголовных дел судом присяжных.
Право на рассмотрение дела с участием присяжных заседателей принадлежит обвиняемому.
Перечень дел, в которых участвуют присяжные заседатели, строго ограничен законом и определен в п.п. 2, 2.1 ч. 2 cт. 30 УПК РФ.
Основной спецификой данного судопроизводства является то обстоятельство, что вывод о виновности подсудимых делает не судья, а граждане, включенные в состав коллегии присяжных заседателей.
При этом их оправдательный вердикт носит для председательствующего судьи обязательный характер.
Производство в суде с участием присяжных заседателей ведется с учетом особенностей, специально оговоренных в законе (глава 42 УПК РФ).
Присяжные могут принимать участие в исследовании только тех фактических обстоятельств дела, которые необходимы для ответов на поставленные перед ними вопросы о наличии события преступления, доказанности участия подсудимого в совершении преступления и его виновности, а также могут выразить свою точку зрения о снисхождении к подсудимому при решении вопроса о назначении наказания.
К кандидатам в присяжные заседатели есть определенные требования, закрепленные в УПК РФ, Федеральном законе от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».
Не могут быть присяжными заседателями лица, не достигшие возраста 25 лет; имеющие непогашенную или неснятую судимость; признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности; состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансерах в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств; подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений; не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство; имеющие физические и психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении уголовного дела.
Коллегия присяжных заседателей для областного суда составляет восемь человек, для районного суда – шесть.
Как минимум двое присяжных заседателей участвуют в рассмотрении уголовного дела в качестве запасных.
Для качественного и справедливого отправления правосудия присяжные заседатели наделены рядом прав, отраженных в ст. 333 УПК РФ, в том числе: участвовать в исследовании всех обстоятельств уголовного дела, задавать через председательствующего вопросы допрашиваемым лицам, участвовать в осмотре вещественных доказательств, документов; вести собственные записи и пользоваться ими при подготовке в совещательной комнате ответов на поставленные перед присяжными заседателями вопросы.
Вместе с тем, присяжные заседатели не вправе отлучаться из зала судебного заседания во время слушания уголовного дела; высказывать свое мнение по рассматриваемому уголовному делу до обсуждения вопросов при вынесении вердикта; общаться с лицами, не входящими в состав суда, по поводу обстоятельств рассматриваемого уголовного дела; собирать сведения по уголовному делу вне судебного заседания; нарушать тайну совещания и голосования присяжных заседателей по поставленным перед ними вопросам.
К основной обязанности присяжных заседателей относится явка в судебные заседания.
В случае неявки в суд без уважительной причины присяжный заседатель может быть подвергнут денежному взысканию (в размере до двух тысяч пятисот рублей).
Государство уважает вклад присяжных в правосудие, распространяя в отношении них на указанный период гарантии независимости и неприкосновенности судей.
Труд присяжных заседателей оплачивается за каждое судебное заседание, проведённое с их участием. Выплата составляет не менее среднего заработка по месту основной работы за такой же период. Неработающие присяжные заседатели получают компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи суда, где рассматривается дело, пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия.
Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в период исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия не допускаются.
Время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.
Также присяжному заседателю возмещаются судом командировочные расходы, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных законодательством для судей данного суда.- Отмена судебного приказа
Порядок отмены судебного приказа.
Судебный приказ - судебный акт, вынесенный судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм, обязательных платежей, санкций или об истребовании движимого имущества от должника, если размер денежных сумм, подлежащих взысканию, или стоимость движимого имущества, подлежащего истребованию, не превышает 500 000 руб.
Судебный приказ одновременно является исполнительным документом и приводится в исполнение в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
Судебный приказ по существу заявленного требования выносится в течение пяти дней со дня поступленияв суд заявления о его вынесении без вызова взыскателя и должника и проведения судебного разбирательства (статья 126 ГПК РФ). В пятидневный срок со дня вынесения его копия направляется должнику.
Должник в течение десяти дней со дня получения приказа имеет право представить возражения относительно его исполнения.
При поступлении в установленный срок возражений, судья отменяет судебный приказ.
В определении об отмене судебного приказа судья разъясняет взыскателю, что заявленное требование им может быть предъявлено в порядке искового производства.
В случае пропуска срока обжалования он может быть восстановлен в соответствии со статьей 112 ГПК РФ.
Об отмене судебного приказа выносится определение, которое обжалованию не подлежит. Действующим законодательством не регламентирован срок, в течение которого выносится указанное определение. При этом, статьей 129 ГПК РФ предусмотрен срок, в течение которого сторонам направляются копии определения суда об отмене судебного приказа - не позднее трех дней после дня его вынесения.
На судебный приказ, вынесенный мировым судьей, может быть подана кассационная жалоба непосредственно в суд кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 377 ГПК РФ.- Вынесенные по результатам одного контрольного (надзорного) мероприятия постановления о назначении административного наказания должны учитываться как одно с наказанием в размере, определяемом путем суммирования штрафов, назначенные такими постановлениями
Вынесенные по результатам одного контрольного (надзорного) мероприятия постановления о назначении административного наказания должны учитываться как одно с наказанием в размере, определяемом путем суммирования штрафов, назначенных такими постановлениями
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 02.04.2024 № 14-П в связи с жалобами обществ с ограниченной ответственностью дана оценка конституционности ч. 2 ст. 1.7, ч. 5 ст. 4.4, ч. 1 ст. 15.25, п. 2 ст. 31.7, ст. 31.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и ст. 260 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ (введена Федеральным законом от 26.03.2022 № 70-ФЗ) снизила штрафную нагрузку для тех лиц, которым административное наказание в виде штрафа назначается в фиксированном размере, а также для тех лиц, в отношении которых наказание - хотя и назначается в размере, кратном стоимости предмета административного правонарушения или иной денежной величине, - ограничено максимальным фиксированным размером. В указанных случаях за совершение любого количества административных правонарушений, предусмотренных одной статьей (частью статьи) КоАП РФ, в течение периода, охватываемого одним мероприятием по контролю (надзору), лицу может быть назначено одно административное наказание по совокупности всех правонарушений, но в пределах санкции соответствующей статьи.
Положения ч. 2 ст. 1.7, ч. 5 ст. 4.4 и ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в их нормативном единстве предполагают, что ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ должна придаваться обратная сила не только в случае вынесения нескольких постановлений о назначении штрафов в твердом размере (либо в кратном размере, но с ограничением максимального размера), но и в случае, когда штраф определяется в размере, кратном сумме всех незаконных валютных операций, выявленных по итогам одного контрольного мероприятия, без ограничения максимального размера. В последнем случае также должен учитываться положительный эффект нового регулирования, исключающего неоднократность привлечения к юридической ответственности.
Однако правоприменительная практика исходит из того, что таким правовым регулированием уменьшается наказание и потому улучшается правовое положение только в отношении тех лиц, которым штраф назначается в твердом денежном выражении (либо в кратном размере, но с ограничением максимального размера). Поскольку размер итогового административного штрафа для юридических лиц по-прежнему определяется пропорционально сумме всех незаконных валютных операций и, следовательно, не подлежит уменьшению, внесение дополнений в статью 4.4 КоАП РФ не свидетельствует об улучшении правового положения данной категории лиц. Такой подход ограничивает возможность придания обратной силы закону, улучшающему положение привлеченного к ответственности лица, поскольку игнорирует факт назначения вместо двух и более наказаний за соответствующее число правонарушений только одного. Подобное истолкование оспариваемых законоположений нарушает конституционные принципы справедливости, юридического равенства и конституционной законности и обусловленные ими параметры действия закона во времени и по кругу лиц.
Конституционным Судом ч. 2 ст. 1.7, ч. 5 ст. 4.4 и ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в их взаимосвязи признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации. По своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что постановления о назначении административного наказания юридическому лицу за административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ и выявленные в рамках одного контрольного (надзорного) мероприятия, когда такие постановления вынесены до вступления в силу ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ, но не исполнены (все или отдельные из них), - в правоотношениях, в которых число таких постановлений имеет значение для реализации прав и исполнения обязанностей юридического лица, - должны по решению соответствующих правоприменительных органов рассматриваться (учитываться) в качестве одного постановления о назначении административного наказания в размере, определяемом путем суммирования штрафов, назначенных такими постановлениями.
При этом отмена ранее вынесенных постановлений о назначении административного наказания и принятие постановления, объединяющего все совершенные правонарушения, не требуется.
Это не препятствует обжалованию заинтересованным лицом одновременно (в рамках одного производства) всех этих постановлений.- Изменения в Федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»
Федеральный закон от 22.04.2024 N 83-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"
Какие изменения предусмотрены?
Будет создан Единый государственный реестр адвокатов РФ. Он станет единственным ресурсом, содержащим достоверные сведения об адвокатах. Полномочия по его ведению будут закреплены за Минюстом России.
Минюст будет утверждать Положения о порядке сдачи квалификационного экзамена и оценки знаний претендентов на присвоение статуса адвоката.
Также повышаются требования к уровню образования претендентов на получение статуса адвоката. Претендовать на получение статуса адвоката смогут лица, имеющие высшее юридическое образование одновременно по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации «магистр» и диплом бакалавра по направлениям подготовки «Юриспруденция» или «Обеспечение законности и правопорядка». Вводимое требование к уровню образования не будет распространяться на: лиц, получивших высшее юробразование либо ученую степень по юридической специальности до вступления Федерального закона в силу; уже работающих у адвокатов стажеров.
Срок вступления этой нормы в силу будет отложен до завершения 2023 – 2024 учебного года.
Вводится еще одно основание для прекращения статуса адвоката советом региональной палаты. Таким основанием является выезд адвоката на постоянное местожительство либо на срок более одного года за пределы РФ. Данное введение не затронет тех адвокатов, которые выехали для обучения или лечения, либо сопровождения членов семьи, направленных для исполнения трудовых или иных обязанностей за пределы РФ, и по иным уважительным причинам. В этом случае дисциплинарное производство в отношении адвокатов, выехавших из России, будет рассматриваться по общим правилам, установленным Кодексом профессиональной этики адвоката.Эти изменения повысят гарантии реализации конституционных прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи.
- 1 docx (24.18 KB) 1. Изменения в законодательстве, касающиеся освобождения от уголовной ответственности и наказания для участников СВО
|
|